Сколько помощи нужно ребенку?
Опубликовано: 30.09.2018
Как правильно определять помощь для ребенка и где нужно остановиться, чтобы она не превратилась в гиперопеку?
Животрепещущий вопрос! ))
Он часто возникает перед любящими родителями по мере подрастания малыша. Каждый из нас хочет растить самодостаточных, развитых деток, которые с малых лет приучены к самостоятельности.
Вот только в понятие «самостоятельность» мы можем вкладывать свое представление.
СКОЛЬКО "СТОИТ" РЕБЕНОК?
Одним кажется, что ребенок чуть ли не в 1,5-2 года уже обязан развлекать себя, играя один или с другом/братом/сестрой. Другие заботливо нависают над пяти-семилетним чадом во всех сферах его жизни, начиная с подъема с кроватки и заканчивая укладыванием на ночь.
Забота и гиперопека — как понять, где эта тонкая грань?
Как не впасть в душную опеку и не подрезать тем самым крылышки своему малышу?
Давайте разбираться. Начнем с самых основ.
Что умеет кроха в 1 месяц? В 6 месяцев? А в год? В 3...5...7 лет и т.д? Все эти знания, умения и навыки приходят соответственно возрасту для каждого ребенка с учетом плюс-минус его индивидуальных особенностей.
Л.С. Выготский в свое время рассказал о зоне ближайшего развития. Это открытие, можно сказать, перевернуло все понимание в психологии развития ребенка.
Он выделил 3 зоны:
1 зона — когда ребенок беспомощен и все за него делает мама или близкий ему взрослый.
2 зона шире первой, ребенок что-то начинает делать сам, мама уступает ему эти действия и лишь помогает.
3 зона еще шире, охватывает понятие «Я САМ!» Ребенок в этой зоне может делать что-то самостоятельно без помощи мамы. А мама не вмешивается, предоставляя ему больше свободы.
Этих зон может быть много. Например, ребенок сам держит чашку и пьет, не проливая. Он с этим навыком находится в 3 зоне. Но он еще одевается с маминой помощью. В этой сфере он находится во 2 зоне. И так по каждому навыку он может быть в разных зонах.
Самостоятельность в каких-то действиях, будь то игра, самообслуживание, общение с детками и т.д. на каждом возрастном этапе своя. Но и здесь можно выделить общие принципы, некую среднюю составляющую, что могут делать в том или ином возрасте большинство деток.
Суть в том, что родителям важно правильно понимать, что стоит, а чего не стоит ожидать от ребенка в том или ином возрасте и верно выстраивать свой подход к сыну или дочке.
Если углубиться в эту тему — получится отдельная большая книга.
Мамы часто беспокоятся и спрашивают врача/психолога, а нормально ли, что их ребенок еще не делает того или этого...
Или мучаются, пытаясь привить тот или иной навык, который еще недоступен для понимания и освоения данным ребенком. Потому что время не пришло.
Или потому что время было... упущено.
Никите 4 года. Всегда кормила мама или бабушка, в руки дать ложку или вилку — им просто терпения не хватало. "Подрастет, научится!" — так думали... В садике спрашивают, почему он до сих пор не умеет пользоваться ложкой? Взрослые спохватываются, суют ему ложку, а интереса уже нет. Время познавательной активности в этой сфере упущено.
Трехлетняя Яна никуда не отпускает маму от себя. Маме нужно выходить из декрета, а у дочки жуткая истерика. До этого момента мама всегда была с ней, всячески развлекала, занималась, играла, не оставляя одну с самой собой поиграть. Дочка не знала, что такое посидеть с мишками-куклами-кубиками — всегда была мама, которая оживляла игрушки, выстраивала сюжет.
Синдром выученной беспомощности все чаще встречается среди активных мам, всеми силами стремящихся развить свое чадо, попутно оберегая от трудностей и ошибок. Как ни странно, вместо того, чтобы ребенку стать еще более самостоятельным, он впадает в зависимость от руководящих действий взрослого. Ему не давали подумать, побыть в тишине, найти ответы на свои вопросы... все преподносилось в готовом виде.
Здесь вспоминаем первую зону ближайшего развития. Что там? Действий ребенка 0%. Действий мамы — 100%. Ну ладно, не все 100%, а скажем, 98-99%.
Что стоит показательное занятие одной мамы, которая из благих побуждений хочет привить сыну навыки красивого рисования. Только не смейтесь. Реальный случай. «Бери альбом, найди чистый лист. Сейчас мы с тобой будем рисовать травку и солнышко. Возьми вот этот желтый карандаш... Нет, не синий! Разве солнце бывает синим?!.. а травка должна быть вот такая, зеленая...» И маме невдомек, что ребенок, живя в высотном доме, на 17 этаже, однажды заметил на горизонте восхитительный закат, когда солнце тонуло в синевато-лиловой дымке и уходило за горизонт... Ну а травка — почему бы не пофантазировать? Она ведь не всегда бывает зеленой!
Так подрезаются крылья настоящему мыслительному процессу, творческой душе, начинающей замечать тонкие детали, самостоятельному выбору вариантов... А ведь это просто рисунок.
Если прокрутить в памяти прошедший день, подумаем, сколько раз таким способом мы не дали ребенку возможность действовать самостоятельно? Где поспешили вперед него?
Сколько раз пытались проделать за него то, что он, в принципе, уже начал делать сам?
Как часто оправдывали свои действия нехваткой времени, спешкой по важным делам, внутренним нетерпением и непринятием характера медлительного «созерцательно-мечтательного» ребенка?
А ведь без первого шага не бывает второго. Второй... и третьей зоны ближайшего развития.
Возникают ли трудности с этим вопросом у вас? Если да, поделитесь, пожалуйста, мыслями в комментарии.